Мероприятия приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией

04.12.2017

      В соответствии с планом Министерства образования и науки ЧР в МБОУ «СОШ с. Старый-Ачхой» проведены следующие мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией:              

       На общешкольном совещании руководителем МБОУ «СОШ с. Старый-Ачхой» Дукаевой К.Ю. были обсуждены некоторые вопросы по антикоррупционному законодательству, а именно:

   «В соответствии с российским законодательством мероприятия по противодействию коррупции подразделяются на три группы: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и ликвидация ее последствий.

    Профилактика коррупции направлена на выявление и устранение ее причин, в том числе на совершенствование законодательства, исключающее пробелы и лакуны, потенциально способствующие злоупотреблениям. К ним относятся:

— организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе с привлечением общественности;

— анализ правоприменительной практики, т.е. выявление нормативных правовых актов, которые способствуют принятию чиновниками незаконных решений, их бездействию или не обеспечивают соблюдение общественного интереса (например, ухудшают положение малообеспеченных граждан);

— внедрение институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

Цели профилактики преследует также ужесточение законодательства, регулирующего деятельность государственных служащих. Именно эти мероприятия получили наивысшую оценку в обществе, так как соответствуют широко распространенным представлениям о предрасположенности чиновников к злоупотреблениям и мерам по противодействию им. К таким мерам можно отнести:

требования по проверке сведений, предоставляемых соискателями вакантных должностей в органах государственной власти, и установление дополнительных квалификационных требований к чиновникам, что призвано устранить фаворитизм; ужесточение требований к открытости чиновников посредством установления обязанности предоставлять сведения не только о собственных доходах и имуществе, но также о доходах членов их семей (супруги и несовершеннолетних детях). За нарушение сроков предоставления сведений или за предоставление неверной информации государственный служащий может быть уволен; запрет для граждан в течение двух лет после увольнения с государственной службы устраиваться на работу в организации, с которыми они были связаны, будучи чиновниками (например, бывшему сотруднику министерства образования поступать на должность директора школы), что должно устранить стремление служащих использовать свое служебное положение как трамплин для дальнейшего трудоустройства; введение дополнительного основания для увольнения с государственной службы — "в связи с утратой доверия", вызванного нарушением чиновником запретов и ограничений, налагаемых на служащих»

        Заместителем директора по УВР Курбанова М.С. провела семинар на темы: «Исторические корни коррупции», «Противодействие различным формам коррупции»:

«Коррупция (от латинского corrumpere – портить) – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законам и правилами.

 

 

 

 

 

 

Впервые о коррупции написано в Библии, Ветхий завет, вторая книга Моисея, Исход: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих...» [1] Издревле на Руси существовал обычай кормление, когда воеводы, судьи и приказные легально обирали народ. Одним из первых ввел запреты давать посулы (взятки) высоким чинам царь Иван III, кормление было отменено через 100 лет Иваном IV Грозным. Но за долгое время своего существования оно оставило в общественном сознании глубокий след – поборы чиновников как древний народный обычай благодарности государевым людям. И в наше время этот обычай существует в полулегальной форме подношений, подарков, презентов чиновникам.

Очень резко и прямо начал борьбу с коррупцией Петр Первый. Для контроля над исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал.[2]  Но казнокрадство и поборы продолжались и при Екатерине II, а через 40 лет ее внук, Александр I, написал: «Пагубное лихоимство и взятки не только существуют, но даже распространяются между теми самыми, которые ими должны гнушаться и пресекать…»[3] Великий русский историк Н.М. Карамзин дал характеристику нравственного состояния общества в, то время одним словом – «крадут».     

 Советская власть отменила все звания и гражданские чины, но непомерно увеличила круг советских чиновников. Госслужащими стали не только сотрудники аппарата власти, но и инженеры, врачи, учителя, ученые, артисты. Этот слой общества стал называться советской интеллигенцией.  Должностные оклады советских чиновников не соответствовали значению выполняемой работы, зарплата была мала и унижала достоинство государственного служащего. Централизованное планирование производства и распределения такой огромной страны, как СССР, приводило к возникновению постоянных прорех в едином плане. В Москве обитало множество толкачей, которые при помощи мзды выбивали для своих регионов, республик, предприятий необходимые ресурсы. Многие вопросы решались через родственников членов Политбюро КПСС, и совсем не бескорыстно. Система взяток прочно опутала государственную торговлю, строительство, молокоперерабатывающие заводы. При арестах руководителей таких учреждений у них находили золото, драгоценные камни, валюту. В 1962 году Никита Хрущев пытался покончить с взяточничеством – вводится смертная казнь за получение взятки, несколько человек было расстреляно. Но это не спасло положения, коррупция продолжала нарастать.

       После 1991 года советские чиновники сменили идеологию, но другими не стали. Все осталось, как прежде. Любая взятка прикрывается легальной формой – подарок. Скрывается точный деловой расчет и представляется как чувства, идущие от всего сердца.»

       «Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

        Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

      Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК) созданы на уровне субъектов Российской Федерации.

       Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.

В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.

      Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации, призванную обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

        В целях повышения гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.

      Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации, возглавляет ее Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

       Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия его первого заместителя.

      Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:

мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию; выявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений; участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов; оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза); осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции; поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией; участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями».