Беседа на тему: «Роль Пророка Мухаммада (с.а.с.) в образовании и науки»
02.12.20172.12.17 г. в МБОУ «СОШ с. Старый-Ачхой» педагог по ДНВ Бекбулатов А.Т. провел беседу с учащимися 1-10 классов и их родителями на тему: «Роль Пророка Мухаммада (с.а.с.) в образовании и науки».
«Ислам поощрительно относится к науке и образованию, высоко ценит образованных людей и занятия наукой. В Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получили познание» (Коран, 58:12); «Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают? Пусть об этом размышляют люди рассудительные» (Коран, 39:12). Об этом свидетельствуют и хадисы: «Ум без образования все равно, что тело без души. Слава заключается вовсе не в богатстве, а в знании»; «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах облегчит путь в рай». Собеседник пророка Мухаммада Анас передает от лица самого пророка: «Искания науки (‘ильм) обязательны для каждого мусульманина и для каждой мусульманки. Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, даже если бы она находилась в земле Китая … кто хочет блаженства обоих миров, пусть ищет его в учении и знании» (Ан-Навави)».
Без религиозного учения ислама и без Корана невозможно говорить о формировании и развитии образования в мусульманских обществах. Уже в первые годы распространения ислама, начиная со второй половины VII века, религиозное предписание читать Коран без ошибок и искажений побудило мусульман внимательно изучать его текст. Мусульманская система образования первоначально базировалась на чтении и заучивании наизусть отдельных коранических аятов и сур. Всякий знаток коранического текста собирал вокруг себя мусульман в мечети и обучал других чтению и письму на основе коранического текста. Именно эти занятия в течение нескольких столетий и были первыми образовательными учреждениями в мире ислама. Дальнейшее развитие образования и науки, выразившееся в потребности толкования Корана и хадисов, в формировании религиозного права и правоведческих школ – мазхабов, в изучении вероучительных догматов, привело к созданию образовательных центров в форме медресе и университетов в наиболее крупных центрах мусульманского богословия в Мекке, Медине, Басре, Куфе, Багдаде, Каире, Фесе.